История социальной защиты России |
Президиум ВЦИК 7 мая 1934 г. принял постановление о преобразовании Биробиджанского района в автономную Еврейскую национальную область. 18-21 декабря 1934 г. состоялся I областной съезд Советов, который подвел итоги проделанной работы к моменту становления области, утвердил план хозяйственного и культурного строительства и избрал руководящие советские органы.
По постановлению Пленума Исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Еврейской автономной национальной области от 21 декабря 1934 г. создан отдел социального обеспечения облисполкома Еврейской автономной области.
С разделением Дальневосточного края на Приморский и Хабаровский края в 1938 Еврейская область вошла в состав Хабаровского края.
В соответствии с Законом РСФСР от 02.12.1981 «О Еврейской автономной области» область находится в составе РСФСР и входит в Хабаровский край.
Исполнительный комитет Совета народных депутатов Еврейской автономной области через свои отделы осуществлял следующие полномочия в области социального обеспечения:
- руководил делом социального обеспечения, учреждениями и организациями социального обеспечения областного подчинения;
- осуществлял контроль за работой расположенных на территории автономной области учреждений, предприятий и организаций социального обеспечения вышестоящего подчинения;
- организовывал работу по своевременному и правильному назначению и выплате пенсий и пособий, контролировал соблюдение законодательства о предоставлении гражданам льгот и преимуществ;
- устанавливал персональные пенсии местного значения, возбуждает в порядке, предусмотренном законодательством, ходатайства об установлении персональных пенсий республиканского и союзного значения;
- образовывал областной совет социального обеспечения колхозников и контролировал его деятельность;
- организовал работу по трудовому устройству и материально-бытовому обслуживанию инвалидов и пенсионеров, а также по трудовому устройству членов семей военнослужащих, погибших воинов и партизан;
- обеспечивал создание производств, цехов и участков, предназначенных для использования труда инвалидов и пенсионеров;
- решал вопросы, связанные с устройством граждан в учреждения социального обеспечения;
- осуществлял мероприятия по развитию сети учреждений социального обеспечения и укреплению материальной базы этих учреждений;
- принимал меры по улучшению обслуживания граждан, находящихся в учреждениях социального обеспечения;
- руководил работой органов врачебно-трудовой экспертизы;
- направлял и контролировал деятельность областных организаций обществ слепых и глухих, оказывал помощь в развитии учебно-производственных и других предприятий этих обществ.
На местах функционировали отделы социального обеспечения районных исполкомов. При отделах создавались фонды социальной поддержки населения и отделения социальной помощи на дому.
В области функционировали следующие учреждения социального обслуживания:
Новинский дом-интернат в Ленинском районе, Бирский дом-интернат в Облученском районе (ликвидирован в 1961 году), Биробиджанский дом-интернат (с 1962 года перешедший в Биробиджанский горздрав) и Валдгеймский детский дом-интернат, в котором по решению Облисполкома с 1939 года размещались дети, родители которых были репрессированы.
С 1966 года начал свою работу отдел социального обеспечения в городе Биробиджане.
В январе 1983 года принята первая очередь пускового комплекса психоневрологического интерната, вторая очередь (законченный строительством объект) — 04.10.1983. В 2005 году был сдан в эксплуатацию дополнительно построенный жилой корпус.
В 1987 году при психоневрологическом интернате организовано отделение социальной помощи на дому для пожилых людей города Биробиджана.
В 1988 году открылось второе отделение социальной помощи на дому для жителей г. Биробиджана и жителей Облученского районов.
До 1990 года Еврейская автономная область была составной частью Хабаровского края. В декабре 1990 года
III Съезд народных депутатов РСФСР внес поправку в текст Конституции РСФСР, по которой существенно менялось административное деление Российской Федерации. Было провозглашено, что отныне автономные области входят непосредственно в состав Федерации.
29 октября 1991 года областным Советом народных депутатов принята Декларация о государственно-правовом статусе ЕАО. В том же году Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР Еврейская автономная область была выделена из состава Хабаровского края в самостоятельный субъект Российской Федерации.
С 1991 года в Смидовичском районе начало свою работу Отделение социальной помощи на дому при Смидовичском райисполкоме.
Отдел социального обеспечения областного исполкома прекратил свои полномочия с 28 декабря 1991 года на основании постановления Главы администрации Еврейкой автономной области Волкова Н.М. от 28.12.91
№ 16-рг. Отделы и управления сохраняли свои обязанности.
Этим же постановлением «Исполнительный комитет Еврейской автономной области» переименован в Администрацию Еврейской автономной области.
Постановлением главы администрации Еврейской автономной области от 15 марта 1994 г. № 60 утверждено Положение о комитете социальной защиты населения областной администрации, основными полномочиями которого были:
- создание и обеспечение эффективного функционирования единой системы обеспечения социальной защиты малообеспеченных слоев населения;
- анализ уровня жизни населения на территории Еврейской автономной области;
- координация работы и разработка рекомендаций для отделов социальной защиты населения городских и районных администраций по вопросам пенсионного обеспечения граждан, назначения и выплаты пособий семьям с детьми;
- организация работы по созданию автоматизированной системы назначения и выплаты пенсий и пособий;
- организация проведения работы по социально-бытовому обследованию престарелых граждан, инвалидов и семей с детьми, предоставлению им установленных законодательством льгот, материально-бытовому обеспечению, медико-санитарному и культурному обслуживанию престарелых граждан и инвалидов, находящихся в учреждениях социального обеспечения, созданию комплексной сети служб социальной защиты лиц, нуждающихся в поддержке государственной и благотворительной основе (домов-интернатов, специальных жилых домов для проживания одиноких престарелых граждан и инвалидов, отделений социальной помощи на дому, служб срочной социальной помощи и других учреждений). Взаимодействие с благотворительными и другими общественными объединениями с целью поддержки нетрудоспособных, малообеспеченных граждан и семей с детьми и содействуют развитию благотворительной помощи;
- координация работы подведомственных социально-бытовых объектов, а также содействие их переводу на коммерческую основу путем создания малых и совместных предприятий, акционерных обществ, товариществ с полной и ограниченной ответственностью и других коммерческих структур.
- организационно-методическое руководство службой медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов и совершенствование эту службы;
- обеспечение единого применения законодательных и иных нормативных актов по вопросам социальной защиты населения на территории Еврейской автономной области;
- содействие организации и осуществлению на территории области и за рубежом проектов сотрудничества по вопросам социальной защиты различных категорий граждан;
- организация и проведение мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров подведомственных ему органов и учреждений;
- использование возможности средств массовой информации, издательств для информирования населения о социальной политике администрации области;
- рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан в сроки, установленные действующим законодательством, и принятие по ним необходимых мер; ведение приема граждан по вопросам социальной защиты;
- принятие и получение от соответствующих организаций и предприятий сведений о социальном, экономическом и правовом положении слабозащищенных слоев населения;
- организация и участие в проведении научно-практических конференций, семинаров по проблемам улучшения положения семей с детьми, пенсионеров, инвалидов;
- привлечение для консультаций, изучения и решения проблем социальной защиты населения специалистов, экспертов на договорной основе.
В 1994 году на основании Приказа комитета социальной защиты населения администрации Еврейской автономной области № 47а от 12.09.1994 года в Октябрьском районе создано отделение социальной помощи на дому при отделе социальной защиты населения Октябрьской администрации по обслуживанию одиноких престарелых граждан в количестве 60 человек с обслуживающим персоналом 12 человек.
На основании постановления главы администрации Еврейской автономной области от 14.02.97 № 44 при комитете социальной защиты населения администрации ЕАО создано областное специализированное психиатрическое бюро медико-социальной экспертизы, которые выполняло следующие задачи:
- определяло группы инвалидности, ее причины, сроки и время наступления, потребности инвалидов в различных видах социальной защиты;
- разрабатывало индивидуальные программы реабилитации инвалидов;
- направляло лиц, проходящих медико-социальную экспертизу на обследования в учреждения здравоохранения и реабилитационные учреждения и т.д.
В октябре 1997 года создана государственная служба медико-социальной экспертизы Еврейской автономной области (учреждения — бюро), которая помимо вышеуказанных задач осуществляла формирование данных государственной системы учета инвалидов. Изучала состояние динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих; участвовала в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов. Бюро возглавляла Переверзева Татьяна Леонидовна.
До 1997 года освидетельствования инвалидов осуществляла межрайонная врачебно-трудовая экспертная комиссия г. Биробиджана.
В 2002 году на базе межрайонного бюро медико-социальной экспертизы общего профиля создано ОГУ «Межрайонное бюро медико-социальной экспертизы смешанного профиля». Бюро исполняло те же функции.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16.12.2004 № 1646-р «О создании подведомственных Росздраву федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, имеющих свои филиалы» медико-социальная экспертиза вышла из подчинения комитета социальной защиты населения.
С 23 июля 1997 года администрация Еврейской автономной области на основании Закона ЕАО переименована в Правительство Еврейской автономной области и постановление губернатора области от 27 мая 1998 г. № 122 утверждено Положение о комитете социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области.
Полномочия комитета были расширены следующим:
- участие в разработке проектов, планов и программ экономического и социального развития области, проектов соответствующих бюджетов, затрагивающих интересы пенсионеров, инвалидов, семей с детьми;
- участие в разработке и реализации федеральных, межгосударственных целевых программ, направленных на решение проблем пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;
- участие в создании и развитии сети социальных служб на территории области;
- анализ и прогнозирование социальных процессов в среде пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, их воздействие на состояние и развитие политической и социально-экономической ситуации в области, подготовка с участием органов местного самоуправления информации о реализации основных направлений государственной социальной политики и представление её в Министерство труда и социального развития РФ, Министерство экономики РФ и Правительство Российской Федерации;
- разработка проектов комплексных целевых программ, иных решений, предусматривающих социально-экономические, правовые и организационные меры по осуществлению государственной политики в области социальной защиты населения и осуществление контроля за их исполнением;
- разработка и внесение в Законодательное собрание ЕАО в установленном порядке проектов правовых документов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности комитета.
- рассмотрение документов и финансирование ежемесячных доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности и государственные должности государственной службы Еврейской автономной области;
- разработка и направление на почтовые отделения связи, в учреждения сберегательных банков РФ по ЕАО инструктивных писем о порядке выплат пенсий и пособий в связи с их перерасчетами, повышениями, а также дополнительными компенсациями.
Отделение социальной помощи на дому в Биробиджанском районе было основано 1 апреля 1999 года при администрации Биробиджанского района.
В 90-е годы сеть учреждений социального обслуживания была представлена следующим образом:
- Биробиджанский психоневрологический интернат;
- Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей;
- центры социального обслуживания в районах области.
Предоставление мер социальной поддержки осуществлялось через отделы социальной защиты районных администраций Еврейской автономной области.
В период с 2000 года по настоящее время введены в эксплуатацию областные государственные учреждения социального обслуживания:
- Специальный дом для одиноких престарелых граждан № 1 (с 2001 года);
- Специальный дом для одиноких престарелых граждан № 2 (с 2005 года);
- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (с 2003 года);
- Бирофельдский дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов (создано в 2005 году; начало функционировать с 2007 года);
- Хинганский дом-интернат для престарелых и инвалидов (с 2011 года);
- Расчетно-кассовый центр (создан в 2007 году; с июня 2011 года переименован в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области;
- Бираканский дом-интернат для престарелых и инвалидов (в 2012 году);
- Отделение временного содержания граждан пожилого возраста и инвалидов ОГБУ «Биробиджанского психоневрологического интерната» (с октября 2013 года).
С 01 января 2012 в связи с проведением организационно-штатных мероприятий отделы социальной защиты населения районных администраций были упразднены. Полномочия по выплате мер социальной поддержки стали осуществлять филиалы ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» во всех районах области. Полномочии по социальному обслуживанию отдельных категорий граждан переданы районным центрам социального обслуживания.