С 1 сентября 2019 года на базе ОГАОУ «Центр образования «Ступени» создан ресурсно-методический центр по оказанию комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями, в том числе с ранним детским аутизмом, специалисты которого осуществляют методическое сопровождение педагогов, деятельность по поддержке родителей, имеющих детей с ОВЗ (в т. ч детей с РАС).
Основной целью ресурсного Центра является осуществление деятельности по созданию системы оказания услуг ранней психолого-медико-педагогической помощи детям и семьям, воспитывающим детей с расстройством аутистического спектра, педагогам и другим специалистам в вопросах воспитания, обучения и развития данной категории детей.
Основными задачами ресурсного Центра являются:
— осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с расстройством аутистического спектра;
— оказание информационной, консультативно-методической помощи образовательным организациям по вопросам обучения, воспитания и развития детей с аутизмом;
— издание методических материалов для педагогов, родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов.
Одним из основных составляющих комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями является организация качественного психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение оказывается обязательно с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной карты реабилитации и абилитации (при ее наличии у ребенка).
Сегодня на базе Центра работает служба психолого-педагогического сопровождения, в состав которой входя педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
В работе специалисты Центра используют:
— развивающие игры (оборудование, полученное в рамках реализации гранта: Мягкий игровой набор «Городок». Мягкие модули представляют собой сочетание разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т. д.). Обучают детей строительному творчеству и развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде);
— арт-терапия (Планшет «Рисуем песком и мелом», готовая студия аква-анимации);
— сказкотерапия (Набор кукол-рукавичек «Семья», «Эмоции» и др.; комплект игрушек для сказкотерапии «Колобок», «Курочка Ряба» и др.);
— песочная терапия (психологическая песочница, песочница со световым столом);
— музыкальная терапия.
Важным сегментом в коррекционной работе является психологическая разгрузка. Занятия в комнате психологической разгрузки снимают стресс, помогают установлению эмоционального контакта между детьми, ребенком и взрослым, погружают ребенка в атмосферу игры, мотивируют на активное выполнение той или иной ролевой задачи.