Социальные мероприятия, проекты, клубы

Сегодня социальное обслуживание населения Еврейской автономной области не ограничивается предоставлением стационарного обслуживания или обслуживания на дому. Развиваются новые формы предоставления социальных услуг, реализуются государственные комплексные программы. Спектр социальных услуг обширен и разнообразен.

Проект «Иппотерапия»

На территории Еврейской автономной области функционирует одно областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Валдгеймский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», в котором на стационарном социальном обслуживании находится 124 ребенка-инвалида с аномалиями умственного развития, нуждающиеся по состоянию здоровья в бытовом уходе и медицинском обслуживании.

Иппотерапия на тренажерах в реабилитации детей-инвалидов с заболеванием детский церебральный паралич (в учреждении детей с таким диагнозом проживает 50детей-инвалидов) применяется в детском доме-интернате для умственно отсталых детей с 2013 года.

Первый иппотренажер, в рамках благотворительного проекта ООО «ТОНУС-КЛУБА» – «Иппотерапия против ДЦП»! был безвозмездно передан в учреждение ко Дню защиты детей в 2013 году. В дальнейшем, при финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приобретено еще четыре иппотренажера «RodeoPro» по специальной цене – 30,0 тыс. рублей.

Занятия на иппотренажерах проводятся в присутствии педиатра детского дома Елены Климанской в удобное время и комфортной обстановке для ребенка-инвалида. Суть методики заключается в том, что движения тренажера точно воспроизводят ход лошади (причем в нужном для ребенка режиме), ребенок стремится удерживать равновесие, и в работу автоматически включаются практически все группы мышц.

Результатом оказания реабилитационных услуг на основе иппотерапии на тренажерах стало: улучшение у детей-инвалидов общего состояния организма, у детей укрепился мышечный тонус, опорно-двигательная система. Кроме того, улучшилась осанка и координация движений.

Необходимо отметить, что в детском домена протяжении 10 лет организованы занятия детей-инвалидов пауэрлифтингом. Для занятий спортом учреждение оснащено силовым комплексом, тренажёрами, стойкой для штанги, грифами для штанги обрезиненными дисками, для детей приобретена специальная экипировка. Воспитанники учреждения тренируются и участвуют в спортивных мероприятиях, проводимых по программе «Спешиал Олимпикс». Трижды участвовали в Международных спортивных играх «Дети Азии», занимая призовые места по пауэрлифтингу: в 2004 году детьми-инвалидами завоевано 2 бронзовых медали по пауэрлифтингу, в 2008 году по этому виду спорта ребенком-инвалидом получена серебряная медаль, в 2012 году – на V Международных спортивных играх «Дети Азии» один ребенок завоевал бронзовую медаль, а другой занял 4 место.

Проект «Лекотека»

В 2012 году по итогам шестого конкурсного отбора инновационных социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для финансовой поддержки Фондом был отобран проект «Здравствуй, это я!» областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», цель которого заключалась в создании коррекционно-развивающего пространства, способствующего успешной социализации и развитию личности ребенка с особыми потребностями в развитии.

Период реализации проекта с 1 сентября 2013 года по 31 мая 2014 года. В дальнейшем в учреждении продолжена реализация индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего проекта «Лекотека».

Занятия проводились с детьми, имеющими диагноз: аутизм, РЭП, синдром перевозбудимости, РАС, Синдром Дауна, симптоматическая фокальная эпилепсия. Интенсивность занятий для ребенка составляла от 1 до 4 раз в неделю; для родителей – от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц в зависимости от состояния ребенка и возможностей родителей.

В проект включены три раздела:

  1. «Развитие ребенка» – содержит перечень развивающих целей в таких сферах как моторный контроль (навыки общей, тонкой, оральной моторики, артикуляция и владение голосом), исследовательское поведение (зрительное, слуховое, тактильно-кинестетическое), зрительно-моторное и слуховое подражание, игровая деятельность, общение (понимание речи, инициатива в общении, умение вести диалог), личностно-социальное развитие (самосознание, навыки самообслуживания, социальное взаимодействие).
  2. «Взаимодействие в семье» предусматривает освоение ребенком различных вариантов общения с близкими. Родители усваивают навыки позитивного диалога, поддержания и развития темы, приветствуют инициативу ребенка, учатся умению гибко менять позиции взаимодействия.
  3. «Психокоррекция и психопрофилактика» включает в себя работу
    по оказанию помощи родителям в преодолении беспомощности, нарушений родительского вовлечения в общение, предотвращении актов жестокого обращения с ребенком, синдрома дезадаптации у членов семьи (отрицание проблем ребенка, эмоциональное отчуждение, изоляция, хроническое горе, депрессия, бессилие, потеря жизненных перспектив); психопрофилактическая работа включает тренинги адаптивного поведения в конфликтных ситуациях, формирование навыков общения.

При софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приобретено оборудование для игрового зала: дидактический стол психолога, игровые средства для социально-эмоционального и творческого развития, развития сенсорики и мелкой моторики, мышления и речи, изучения окружающего мира, стол для игры
с водой и песком, наборы мягких модулей, бассейн с шарами и т.д.

Новое оборудование позволило использовать такие арт-терапевтические методики как сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, изотерапия, а также внедрять в практику инновационные методики: биоэнергопластика, кинезиотерапия, песочная терапия.

В рамках проекта организовано обучение специалистов учреждения: социального педагога, педагога-психолога, врача-невролога, врача-педиатра, врача-психиатра, дефектолога, музыкального руководителя на базе ОГАОУДПО «Институт повышения квалификации педагогических работников» по программе: «Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи и психолого-педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья средствами лекотеки». Особое внимание уделено практическому модулю «Методы и приемы работы в лекотеке» и специфике диагностики ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В результате супервизий, проведенных для специалистов, сделаны выводы, что прослеживается командный подход в ведении каждого случая, применяются разнообразные новые методики. Обращено внимание на необходимость эмоционального комментария специалистом каждого действия, производимого ребенком во время занятия, и необходимость создания ощущения безопасности для детей (наличие родителя).

Для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, проведены занятия по темам: «Как изменить поведение аутичного ребенка к лучшему»; «Как организовать досуг с ребенком с ограниченными возможностями здоровья»; «Технология решения конфликта»; «Как помочь ребенку справиться с трудностями» и др.

За два года прошли реабилитацию 74 ребенка с ограниченными возможностями здоровья и их родители. В результате у детей с ограниченными возможностями здоровья произошло повышение уровня личностно-социального развития, наблюдается положительная динамика в коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, развитии мелкой моторики рук, речи и внимания. Родители обучены приемам организации игровой деятельности ребенка, 52 семьи посредством включения в проект Лекотека установили новые социальные связи, успешнее адаптировались в обществе.

Проект «Университет третьего возраста»

В областном государственном бюджетном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области» и его филиалах, расположенных во всех районах области, обслуживается более 940 граждан пожилого возраста, которые в зависимости от степени и характера нуждаемости, ежегодно получают более 80,0 тысяч социальных услуг.

В учреждении развиваются новые формы и технологии предоставления социальных услуг, направленные на сохранение социальных связей пожилых людей, выработку их позитивного отношения к жизни, ощущения нужности и полезности, преодоление социальной дезадаптированности в обществе.

С 2012 года организовано обучение пожилых граждан компьютерной грамотности и навыкам пользования сетью Интернет. Проект начался с создания компьютерного класса на базе комитета социальной защиты населения правительства области и разработки программы обучения, которая наряду с основными задачами включала изучение технологии работы
в поисковых системах сети Интернет, приобретение навыков пользования порталом государственных и муниципальных услуг области, сайтом комитета социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области.

В 2013 году в пяти муниципальных районах области и областном центре были оборудованы и открыты компьютерные классы на базе центров социального обслуживания.

Набор граждан пожилого возраста для обучения компьютерной грамотности осуществлялся при взаимодействии с региональным Отделением Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Еврейской автономной области.

Количество граждан пожилого возраста, прошедших обучение

Мероприятие 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
Обучение компьютерной грамотности
граждан пожилого возраста
170 439 300 416

В 2013 году пенсионерка, жительница города Биробиджана, стала абсолютным чемпионом в III Всероссийском чемпионате по компьютерному многоборью среди пенсионеров, показав отличное владение офисными программами и сетью Интернет. Соревнования состоялись в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Современные информационные технологии, как фактор повышения качества жизни людей старшего поколения и инвалидов. Понятный интернет» в городе Ульяновске.

В 2014 году совместно с региональным Отделением Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Еврейской автономной области проведен I чемпионат Еврейской автономной области по компьютерному многоборью среди пенсионеров. Участие в чемпионате приняли пять пенсионеров, ранее посещавших компьютерные курсы. Победительница регионального конкурса приняла участие в IV Всероссийском чемпионате по компьютерному многоборью среди пенсионеров в Москве.

В 2015 году более тридцати граждан пожилого возраста, посещавших компьютерные курсы, приняли участие во Всероссийском конкурсе личных достижений пенсионеров в изучении компьютерной грамотности «Спасибо Интернету – 2015», организованном ОАО «Ростелеком» при поддержке Пенсионного Фонда России и Российской ассоциации электронных коммуникаций.

Жительница Еврейской автономной области – пенсионерка была отмечена специальным призом Всероссийского конкурса «Спасибо Интернету – 2015», т.к. не просто рассказала, как ей помогает в жизни интернет, но и поделилась тем, что благодаря интернету в 2014 году заочно сдала экзамены и поступила в высшее учебное заведение.

Обучение граждан пожилого возраста компьютерной грамотности и навыкам пользования сетью Интернет проводилось при активном сотрудничестве с Региональным Отделением Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Еврейской автономной области и Региональным общественным молодёжным объединением «Биробиджан молодой».

Для поддержания активного долголетия с 2012 года в городе Биробиджане в фитнес-центре «Вертикаль» проводятся спортивные занятия для граждан пожилого возраста.

Занятия проводятся в специально оборудованном зале не менее двух раз в неделю, продолжительность занятия – не более одного часа. Во время занятий учитывается состояние здоровья тренирующихся, за которым осуществляет контроль медицинский работник, находящийся в штате фитнес-центра.

Количество граждан пожилого возраста, занимающихся фитнесом

Мероприятие 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
Проведение спортивных занятий для
граждан пожилого возраста и инвалидов
50 55 56 65

В областном государственном бюджетном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области» реализуется социальный проект «Связь поколений», целью которого является активизация творческих способностей пожилых людей, путем участия в благотворительной деятельности.

Часто пожилые люди жалуются на возникающее у них чувство невостребованности. Одинокий пожилой человек не знает, чем ему занять свой день, помимо быта. Если найти пожилому человеку занятие по душе, он увлечется и вновь почувствует радость.

Социальными работниками среди подопечных, состоящих на социальном обслуживании, проведено анкетирование – Как занять свободное время (с учетом состояния здоровья)? По результатам опроса определились, что пожилые граждане хотели заняться вязанием. Для рукоделия были закуплены вязальные спицы и полушерстяная пряжа. Материалы розданы подопечным, которые вяжут варежки, детские носочки, пинетки, рукавички, шапочки и т.д. Все вещи передаются в многодетные и малообеспеченные семьи с детьми, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети в свою очередь, изготавливают поделки и вручают их рукодельницам.

В мае 2014 года на базе учреждения открыт Клуб «Девчата», целью которого является организация досуговой деятельности ветеранов социальной службы, ушедших на заслуженный отдых.

Клубная работа построена на принципах: добровольности, самоуправлении, совместной деятельности в непосредственном контакте друг с другом, сочетании различных видов деятельности, личностном комфорте и доброжелательной атмосфере.

Клубные занятия проводятся один раз в квартал, их на постоянной основе посещает 15 человек. «Девчата» ждут этих встреч, готовятся, проводят конкурсы и игры, активно принимают участие в социально значимых мероприятиях учреждения. Социальные работники «не засиживаются на пенсии», чувствуют свою нужность, ценят общения, вырабатывают позитивное отношение к жизни.

В 2016 году открыт «Университет третьего возраста», целью которого является оптимизация процесса социальной адаптации лиц пожилого возраста, использование жизненного опыта пожилых людей для воспитания молодежи расширяет направления деятельности. Планируется развивать: творческие мастерские (рукоделие, вязание, изобразительное творчество), физическую активность (скандинавская ходьба, оздоровительная гимнастика и др.), школу эстетического здоровья и долголетия (знакомство с различными способами сохранения здоровья и активного долголетия).

Просмотры: 604